Екатерина Силантьева о семье, творчестве, жизни в танце

Огонь и Грация

Расскажите о своем творческом пути. Вы выбрали танец или танец выбрал вас?

Я родилась в известной творческой семье. Моя мама пианистка и музыкальный педагог, много лет она проработала концертмейстером на уроках классического танца в Алтайском Государственном Институте Культуры и Искусств. Мой отец виртуозно играл на гитаре и фортепиано, писал песни и музыку. Этот талант передался моему брату Алексею Силантьеву – известному пианисту, композитору и звукорежиссеру, работающему со знаменитыми музыкальными мэтрами в Москве. Но я, несмотря на музыкальные способности, с детства мечталастать балериной, на что повлияло творчество моей бабушки Лии Силантьевой – легенды барнаульского балета.

Уже с ранних лет я впитала энергетику балета, вдохновлялась его красотой. Я с теплотой вспоминаю эти времена, я помню каждый спектакль, и каждого артиста. Именно тогда, я постигала азы танцевального искусства, и любовь к испанским и восточным танцам, можно сказать, передалась мне по наследству. Я была влюблена в постановки Народного Театра Балета «Вдохновение» знаменитых балетов, таких как: «Дон Кихот» (А.Ф. Минкус), «Бахчисарайский фонтан»(Б.В. Асафьев) , «Каменный цветок» (С.С. Прокофьев), «Щелкунчик» (П.И.Чайковский), «Кармен Сюита» (Ж.Бизе), «Болеро» (М.Равель). Поэтому, я с уверенностью говорю, что танец выбрал меня и стал моей судьбой, так как для меня не было иного выбора. Кругом царила атмосфера творчества… все дышало искусством.


К 5 годам меня отдали в музымузыкальную школу на класс фортепиано. Я была самой маленькой ученицей в группе. Чтобы добиться высоких результатов, параллельно мне преподавали индивидуальные уроки у лучших музыкальных педагогов города. В том же возрасте я уже танцевала в театре танца «Хорошки» (под руководством Т.В. Кокориной). В 9 лет для меня открылась прекрасная возможность поступить в Новосибирское Балетное хореографическое училище. Я отлично прошла отборочные испытания, была отмечена всеми членами жюри за артистичность и прекрасную импровизацию. Но, к сожалению, родители не дали мне возможности учиться там, потому как для моего юного возраста это была достаточно суровая школа, требующая полной отдачи и постоянного нахождения в стенах училища. Морально это было очень тяжело, несмотря на мою готовность и физическую выносливость. Для меня это событие обернулось огромным стрессом. По возращению в город я продолжила усиленно заниматься музыкой и танцами. Позже меня отдали в школу моды «Светлана», где я обучалась шитью и моделированию одежды.

В 17 лет я поступила на народное отделение хореографического факультета (под руководством Г.П. Молявко и Е.Б. Овчаренко), куда брали только лучших студентов, имеющих хорошую танцевальную базу с детства.

Будучи студенткой АГИКА я успешно участвовала в работе студенческого хореографического Ансамбля «Сибирь». По окончанию вуза мне была присвоена квалификация «Руководитель хореографического отделения». Также я получила высшее музыкальное образование по классу «Фортепиано» и дополнительное образование по направлению «Дизайнер-модельер».


Как вы справлялись с таким сумасшедшим графиком?

У меня практически не оставалось личного времени. Естественно, о свободной минутке приходилось только мечтать. Дома не менее двух часов уходило на игру. Соседи, конечно, были очень недовольны (смеется), но что поделать. Мама хотела добиться от меня коллосальных результатов в игре на фортепиано, поэтому с детства мне была заложена строгая дисциплина. Я благодарна своим родителям за то, как они организовали меня в творчестве и учении. Сейчас я очень ценю свое время, чему стараюсь научить своих учеников. Не скрою, много раз я хотела все бросить, но мама помогла пережить мне этот момент, найти нужные слова и подход ко мне.

В таком ритме я пребываю с раннего детства. Порой я живу, что называется «на чемоданах», мои будни - это череда фестивалей, конкурсов и гастролей. Но это мой путь и моя история.


Расскажите о поворотном моменте в творчестве?

В 12 лет, когда я достаточно подросла, я пришла в Народный Театр Балета «Вдохновение». В этот момент мне очень хотелось раскрыться как балерине. Я жила в мечтах, грезила сольными вариациям. Но бабушка относилась ко мне очень строго и была очень холодна со мной. Приходилось заниматься сверх нормы, чтобы стать достойной ее внимания. Только в будущем, когда у меня был свой ансамбль, моя бабушка стала восхищаться мной, хвалить и поддерживать меня. Для меня это было так важно! И сейчас, будучи преподавателем, я поняла ее тактику. Лишь предъявляя высокие требования к себе, можно достичь высокого результата. Она была, в первую очередь, моим другом и повлияла на мою судьбу как пример во всем. Я никогда не встречала человека более интеллигентного, мудрого, талантливого, начитанного, с такой глубокой внутренней культурой и красотой души.

Чтобы расширить свою танцевальную базу я параллельно занималась в Ансамбле Русского танца «Светлячки», освоила народную и современную хореографию, и уже к моменту поступления в вуз, я точно знала, что моя жизнь будет навсегда связана с танцем. Родители были против. Они не хотели, чтобы я вошла в эту суровую, несправедливую жизнь танцовщика и артиста, потому как немногим выпадает шанс добиться успеха, быть признанным в этой сфере. Но я была настроена решительно.

С 1 курса я работала хореографом в различных детских учреждениях, в том числе в барнаульском детском Академическом Народном хоре «Сентябринки» (под руководством И.В. Грицай), параллельно преподавая уроки музыки. Мне нужно было как-то зарабатывать, реализовывать свой потенциал. В этот момент погибает мой отец. Это был особенно тяжелый период для меня, потому что я всегда была папиной дочкой, а когда его не стало, я лишилась своей главной опоры и поддержки. Я полностью погрузилась в работу, и уже на 3 курсе я создала собственный детский ансамбль.

Расскажите о своей бабушке

Бабушка заразила любовью к балету все свое окружение. Она всем дала дорогу в жизнь, профессию, поэтому все ее ученики стали великими людьми. Да и сама она любила балет так, что спокойно могла работать без денег. Помню, как-то ее просили взять со зрителей символическую плату за концерт, на что она отрезала: «Для артиста нет ничего дороже, чем аплодисменты!» А однажды, когда ей в очередной раз хотели присвоить звание заслуженного работника культуры, она заявила: «Никакого отношения к культуре я не имею! Я служу только искусству!» Несмотря на скромность, бабушка была очень запоминающейся личностью с железной волей и твердым характером.


Лия Силантьева - художественный руководитель и балетмейстер Народного Театра Балета «Вдохновение». Легенда барнаульского балета, талантливый хореограф, заслуженный работник культуры.


Лия Силантьева жилаи обучалась в Москве, и попала в Барнаул по распределению и по семейным обстоятельствам. Во время учебы в ГИТИСе на факультете режессуры и балетоведения, когда она получала свое второе высшее образование, ее учителем была Марина Семенова - легендарная прима-балерина Большого театра, педагог Майи Плисецкой.

Именно в ГИТИСЕ у нее завязались тесные знакомства с людьми искусства, артистами балета не только Большого, но и Мариинки, с которыми она потом всю жизнь поддерживала отношения.

Неслучайно с юбилеями ее неоднократно поздравлял известный балетмейстер Юрий Григорович. Она несколько лет играла на сцене Московского театра миниатюр, даже снималась в кино. Со столицей у нее было связано множество планов, но в 1962 году ей пришлось вернуться в Барнаул. Но и в Барнаульском театре балета все было серьезно, без малейших намеков на провинциальность. Здесь ставили не только одноактные балеты, но и масштабные балетные постановки. Среди наград в Народном Театре балета «Вдохновение» есть и грамоты Большого Театра.(прим.автора).


У вас есть наставник и вдохновитель?

Да. Это, несомненно, испанский хореограф Rafael Jimenez. Мы познакомились 3 года назад на гастролях в Москве, где Rafael был членом жюри и давал мастер-классы. Этот человек оказал огромное влияние на творческое развитие моего ансамбля. Он неоднократно посещал наш город, в течение последних трех лет, и по нескольку дней работал с воспитанниками нашего ансамбля. Как говорит сам Rafael, для него было большим счастьем работать с детьми и делиться своим искусством, глубиной и красотой фламенко. Мы гордимся тем, что в нашем репертуаре есть несколько его постановок. Также, мы выступаем вместе на одной сцене дуэтом. Мне близко и понятно его видение танца, так как еще с детства меня вдохновляла эта культура.


Ваш ребенок тоже проявляет творческие способности?

Ребенок у меня безумно творческий.Он одарен и музыкальными, и танцевальными способностями. В свои 4 года он уже ходит в музыкальную школу, играет на фортепиано, посещает детский Академический хор и танцует фламенко у меня в ансамбле. 1 декабря он будет танцевать в сопровождении Русского Камерного Оркестра на Концерте с участием Международных артистов поФламенко сольно. Мы очень ждем этого момента и усердно готовимся.

Екатерина Силантьева с сыном .


Екатерина Силантьева - известная танцовщица и педагог народносценического танца, хореограф-постановщик, художественный руководитель и балетмейстер Образцового Ансамбля Академического народного танца России «Вдохновение». ОрганизаторМеждународного Фестиваля искусства арабского, испанского и индийского танца “Arabic Fashion Week" в Барнауле с 2010г, представитель Алтайского края Международной Ассоциации артистов в Египте, председатель Алтайского края отделения Профсоюза преподавателей и исполнителей искусств народов Востока. Неоднократная победительница российских и зарубежных конкурсов и фестивалей среди профессионалов мирового уровня в России, Италии, Египте, Испании по арабскому народному танцу и танцу фламенко («Cairo Khan» Египет, Каир 2015, «Heshk Beshk» Венеция, Италия 2016, El Fan El Arabi 2007-2014; Москва: «Assambly» 2009-2016; «Ahlan Moscow 2014», Жемчужина Востока 2009-2016 Томск, «Bellydance Only» 2016).


Какое место ваш ансамбль занимает в Вашей жизни?

Образцовый Ансамбль России Академического народного танца «Вдохновение» - неоднократный Лауреат Международных, Межрегиональных и Всероссийскийх фестивалей в городах: Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, Красноярск, Кемерово и многих др.(прим.автора)

В нашем ансамбле занимаются дети с 3-х лет. Все детки, даже самые маленькие занимаются 5 раз в неделю. В основе нашего ансамбля лежитклассический танец (балет). Учитывая сколько времени, ученики проводят в ансамбле, для них это уже вторая семья, потому что мы постоянно вместе. Работа в коллективе и постоянные разъезды очень сплотили нас. В нашем ансамбле свой подчерк, свой взгляд на искусство танца, свое мировидение. 7 октября нам исполнилось11 лет, и на сегодняшний день, ансамбль завоевал более 300 дипломов I степени и Лауреатов-победителей за коллективные постановки, и около 500 за сольные исполнения. В апреле этого года мы выиграли Чемпионат России по народному танцу.

Организатор конкурса М.М. Кольцова – Народная артистка СССР, художественный руководитель и балетмейстер Государственного Академического хореографического Ансамбля «Березка». Старшая группа стала Золотым Лауреатом I степени. Средняя группа – Серебряным Лауреатом I степени. Младшая группа завоевала - Золотой Лауреат II cтепени. Также мы получили специальный диплом как «самый артистичный ансамбль».

В текущем репертуаре нашего коллектива более 40 хореографических композиций, и, это, не считая сольных номеров. Вот уже два года мы проводим совместные концерты в сопровождении Русского Камерного Оркестра г. Барнаула под руководством художественного руководителя и дирижера А.И. Кузнецова. В данный момент мы активно готовимся к Российским и Зарубежным фестивалям в этом учебном году.

В ближайшие 3 месяца нам предстоит две поездки в Москву, Томск, Красноярск и Новый Уренгой.


Расскажите о ваших профессиональных достижениях.

Помимо работы в ансамбле, я активно участвую в отечественных и зарубежных фестивалях по фламенко и народному арабскому танцу. Чтобы быть на высоте мне недостаточно одной победы, я постоянно повышаю свой уровень и не упускаю возможности принять участие в мастер - классах от известных профессионалов мирового уровня.

Меняприглашают в состав жюри на различные хореографические фестивали. Я создаю постановки для коллективов и солистов, преподаю мастер-классы по испанскому, академическому, восточному танцу и фламенко.


Как ваше дополнительное образование и способности помогают вам в жизни?

Сейчас музыкальное образование помогает мне развивать духовный и культурный потенциал учеников моего ансамбля. Дополнительно мы изучаем музыкальную литературу, детки интересуются историей культуры балета. Думаю, именно благодаря такому всестороннему развитию, мы не в первый раз завоевываем статус Образцового Ансамбля России Академического народного Танца. На любом конкурсе и фестивале мы всегда занимаем призовые места.

В нашем ансамбле «Вдохновение» удивительно красивые костюмы, модели к которым придумываю я сама. Также я продумываю индивидуальный дизайн, выбираю ткани и прорисовываю модели. Всему этому я научилась у С.В. Петрягиной, когда занималась в школе моды «Светлана».


Образцовый Ансамбль России

Академического народного танца

«Вдохновение»

8-913-215-86-36