Что?Где?Когда?

Что такое "стартап" и почему это выгодно?

У некоторых людей отлично получается придумывать гениальные идеи, а вот найти деньги для их воплощения удается далеко не всегда. И среди россиян таких людей сотни. Но на самом деле дорого продать свои идеи тоже можно, нужно только знать, как и кому. Как вариант, можно создать стартап, а потом его продать или развивать и получать деньги самому. Самые успешные стартапы в последнее время продавались более чем за $100 млн, или же привлекали до $50 млн инвестиций. Заинтересовало? Давай разберемся.

Что такое стартап, и почему это выгодно?

Стартап (англ. startup, startup company) – это молодая компания на начальном этапе своего развития. Так часто называют и новосозданные сайты. Главное «богатство» стартапа – хорошая идея для бизнеса. Команда стартапа, обычно, небольшая – 2-5 человек. Со временем стартап либо перерастает в более крупную компанию, либо закрывается.

Самую большую популярность термин «стартап» получил во времена пузыря доткомов, когда Интернет-компании создавались «пачками».

Как показывает опыт, продать стартап, намного проще, чем просто идею. Ведь для воплощения этой идеи нужно еще попотеть – продумать бизнес-план, создать фирму, разобраться в законодательстве, наладить работу компании, найти клиентов и многое другое. Поэтому инвесторы предпочитают либо покупать уже существующий бизнес (который является перспективным и уже показал, что может приносить деньги), либо нанимать генератора идеи для развития бизнеса. Сами они редко занимаются деталями бизнес-процеса.

Вот почему создание стартапа может быть выгодным и очень прибыльным.

Как заработать на стартапах? Что для этого нужно?

Заработать на стартапах можно двумя способами:

- создать и раскрутить стартап, а затем выгодно продать;

- развивать стартап самостоятельно, всю прибыль оставляя себе.

Прежде всего, вы должны решить, что вам ближе, понятней, чем вам хочется заниматься и что у вас лучше получается. Уже исходя из этого, выбирайте свой способ заработка. Кроме того, учитывайте, что самостоятельное развитие стартапа – это затяжной и непростой процесс. Может пройти несколько лет, прежде чем вы выйдете на нормальный доход. А при продаже стартапа вы получите деньги сразу и сможете вложить их в дело или просто потратить.

Но можно выбрать и что-то среднее – развивать сразу несколько стартапов. При этом вы сможете продать один или несколько из них, если появится инвестор. Таким образом, вы обезопасите себя от рисков, получите регулярную прибыль и сможете привлечь инвестиции для развития собственных проектов в случае надобности.

Конечно, бывает, что одна «бриллиантовая» идея приносит столько денег, что заниматься чем-либо еще параллельно нет смысла, но такие ситуации возникают крайне редко: лишь один из нескольких тысяч стартапов становится настолько успешным. Поэтому на это надеяться не стоит. А вот банкротятся и закрываются многие стартапы – лишь 1 из 10 выживает, не говоря уже о большом успехе. В основном, продаются рядовые стартапы за сравнительно небольшие деньги, но этого вполне хватает, чтобы безбедно жить в России.

Удобнее и проще всего развивать IT-стартапы – сайты. Такая работа требует меньше времени и сил, приносит меньше проблем, чем создание физических предприятий и производств. Да и продаются они лучше.

Команда:

Одно из главных условий успешности стартапа – профессиональная команда

Любой бизнес гармонично развивается только тогда, когда им грамотно занимаются профессионалы. Поэтому от команды, работающей над стартапом, зависит очень многое. Как мы уже говорили, преимущественно команда состоит из 2-5 человек. Этого достаточно, чтобы распределить обязанности и не иметь лишних ртов.

Но найти профессионалов не так просто, особенно если вы новичок в той отрасли, в которой собираетесь развивать бизнес.

Обратите внимание на следующие особенности подбора команды для стартапов:

Основателей должно быть не больше 3 человек. Остальные люди – наемные работники, которые получают либо оговоренную зарплату, либо процент от дохода. Основатели обязаны на первых порах брать себе только те деньги, которые им нужны для «поддержания штанов», все остальное пускать на развитие дела. Это должны быть единомышленники, которые могут плодотворно работать вместе и понимают друг друга с полуслова. Кроме того, между основателями нужно распределить обязанности, поэтому они должны обладать знаниями в разных областях. Мало просто уговорить пару своих хороших друзей заниматься с вами бизнесом – нужно брать «в долю» только компетентных людей, которые вам подходят по всем пунктам. При этом один из основателей должен исполнять обязанности лидера, чтобы вы не пришли к пресловутой байке о лебеде, щуке и раке.

К подбору наемных работников также нужно подходить очень тщательно. На каждую должность следует брать только людей, квалифицированных и знающих именно эту работу. Определите, сколько минимум людей нужно для выполнения всех задач и обязанностей, не взваливайте на сотрудника больше работы, чем он может физически выполнить, поскольку из-за этого ухудшается и производительность, и качество труда. В основном, наем работников производится не на начальном этапе, а уже после получения хоть каких-то денег, будь то инвестиции или доход.

Заводите полезные знакомства. Даже если в данный момент вы не готовы нанимать людей для развития своего стартапа, все равно имейте на заметке нескольких человек-профессионалов, которых можно в любой момент «дернуть», т.е. предложить им работу. Таким образом, вы обеспечите себе возможность быстрого расширения и избавите себя от сложных поисков работников в будущем.

Выгоднее открывать стартап в России или за границей?

Многие считают, что запускать стартап проще в своей стране, на том рынке, который хорошо знаешь. В действительности это не всегда так. Изучить незнакомый рынок или аудиторию можно в любое время. А сайт или фирму вы открываете надолго. Кроме того, потом можно продать стартап инвестору из соответствующей страны. В России инвесторов не так много, как за границей. Да и ценятся международные ресурсы намного выше, чем локальные.

По данным рейтинга Forbes за 2011 г., среди стран с самыми благоприятными условиями для бизнеса РФ находится лишь на 102 месте. А вот в лидерах – Канада, Новая Зеландия и Гонконг. В первой десятке также находятся Швеция, Норвегия, Сингапур и Великобритания. Именно среди этих стран стоит выбирать, в какой из них открыть бизнес. Тем более, что и инвесторы приходят из этих же стран мира.

Сегодняшние Интернет-технологии позволяют быстро зарегистрировать фирму за границей, не выходя из дома. А платежи могут проходить через платежные системы: PayPal, WebMoney, Google Wallet, Moneybookers и проч. При помощи Интернета можно вести практически все дела, только иногда наведываясь в ту страну, в которой ваш стартап зарегистрирован.

Кроме того, во многих странах налог на ту деятельность, которой вы планируете заниматься, очень низкий или же вообще отсутствует. К тому же, за границей часто можно встретить более совершенное законодательство, которое защищает права акционеров, честные суды и престиж юрисдикции. Все это делает стартапы, рассчитанные на заграницу, все более привлекательными.

Но в России также можно открыть успешный бизнес и продать его задорого. Поскольку страна большая, аудитория широкая, а это привлекает инвесторов и гарантирует неплохую прибыль. Поэтому если вы не хотите связываться с заграницей и лучше воспринимаете российский рынок, то можете смело создавать стартап и здесь. Все-таки родные законы нам понятней, да и аудиторию мы лучше знаем.

Какие идеи для стартапов наиболее перспективны

Часто идеи для успешных стартапов придумывались случайно. Но люди, которые смотрят в перспективу, умеют видеть общую картину на рынке, замечать малейшие тенденции развития отрасли, а также имеют богатую фантазию, могут и придумать идею для стартапа. А хорошие идеи, как известно, дорого продаются.

Сегодня существует масса инвесторов, которые имеют деньги, но не могут придумать, куда их вложить, ведь многие инвестинструменты потеряли привлекательность и перспективность, приобретя взамен риски. Поэтому инвесторы покупают хорошие стартапы за серьезные деньги.

Почему еще важно найти достойную и перспективную идею? – Потому, что создаются стартапы в практически полной неопределенности, поскольку, обычно, это что-то новое для пользователя, не проверенное. Не известно как отреагирует аудитория на данный проект, получится ли их заинтересовать. А поскольку у стартапа нет богатой истории, бренда и подобных инструментов привлечения клиента, то ему приходится выживать за счет неординарности идеи, грамотного развития и подачи.

Одними из самых успешных и прибыльных стартапов в Интернете за последние годы являются социальные сети и сообщества. Те, кто успел попасть «в струю», заработал хорошие деньги. Но сегодня соцсетей развелось уже столько, что не стоит тратить на эту идею время и деньги. Вряд ли вы сможете занять достойную нишу на рынке, поскольку их попросту не осталось.

Таким образом, за социальные сети, чаты и прочее лучше не браться. В настоящее время это уже пройденный этап.

Но какие же идеи сегодня являются самыми перспективными?

Таким образом, самыми успешными стартапами являются социальные сервисы, веб-приложения и интернет-медиа.

Для того, чтобы продать стартап, нужно для начала найти достойного инвестора, а уже потом уговаривать его на покупку, указывая на преимущества вашего проекта. Найти инвестора – бывает настоящей проблемой. Но сегодня существует масса специализированных бирж стартапов, где инвесторы и стартаперы встречаются. Среди них Napartner (РФ), StartupPoint (РФ), Startup.tender.ua (Украина), O2invest (Украина), Y Combinator (США) и мн. др.


Итог:Для того, чтобы продать стартап, нужно для начала найти достойного инвестора, а уже потом уговаривать его на покупку, указывая на преимущества вашего проекта. Найти инвестора – бывает настоящей проблемой. Но сегодня существует масса специализированных бирж стартапов, где инвесторы и стартаперы встречаются. Среди них Napartner (РФ), StartupPoint (РФ), Startup.tender.ua (Украина), O2invest (Украина), Y Combinator (США) и мн. Др